Небесные явления - Пасха

В основе праздника Пасхи лежат верования древних земледельческих народов. Их боги были страдающими, умирающими и воскресающими богами. Смерть и воскрешение богов сравнивали с зерном, которое, попав в землю при посеве, как бы умирало, а прорастая, воскресало и приносило людям пищу. Так и боги умирали, чтобы воскресать и поддерживать людей. В честь этих богов свершались ежегодные праздники.

У древних евреев, которые занимались скотоводством, был весенний праздник «пейсах». Во время него приносили в жертву «агнца божьего» (ягненка, козленка) духам плодородия, чтобы умилостивить и задобрить их. С переходом к земледелию появился праздник «маццог» («опресноки»), совпадающий с началом жатвы хлебов (в Палестине, примерно, в апреле). Здесь уже приносились в жертву первые снопы. Пресные лепешки, выпеченные из первой муки, «маца», были священными. Позднее оба праздника слились в один праздник Пасхи, который связывали с библейским сказанием об исходе евреев из Египта, их освобождением от египетского рабства благодаря помощи Бога.

Христианский праздник Пасхи был установлен первыми христианами в память страданий, смерти и воскрешения Иисуса Христа («пасха» — греч. «pascheir» — страдать). Согласно Евангелию, Иисуса Христа распяли на кресте, и он умер мучительной смертью, искупив тем самым грехи людские.

В Киевской Руси в X веке «страстная неделя» (неделя страданий Христа) и Пасха слились с древне- славянским многодневным весенним праздником почитания предков и жертвоприношения полевым и растительным богам.

Пасха отмечается в одно из воскресений между 4 апреля и 8 мая. Как же определяют точную дату Пасхи?

Во второй половине II в. между западными и восточными христианами возникло острое расхождение по вопросу о дате воскрешения Христа. Азиатские церкви ежегодно отмечали торжественный праздник, подобный еврейскому празднику Пасхи, а западные выделяли особенно только первое воскресенье еврейской Пасхи. Воскресенье было «днем Солнца», поэтому к этому дню было приурочено «воскресение Христово». «Точную» дату определяли, как говорилось ранее, по пасхалиям. Разные пасхалии «предлагали» разные даты.

Только в 325 г. первый Никейский Вселенский собор, основываясь на апостольских преданиях, установил, что днем воскрешения Христа следует считать первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. То, что выбор пал именно на этот период, связано, по всей видимости, с почитанием Луны. Дни новолуния (неомении) были у древних людей днями религиозных праздников, молитв и жертвоприношений. Весенняя неомения, очень близкая к весеннему равноденствию и буйному весеннему оживлению природы, праздновалась особенно торжественно. Постепенно связь этих праздников с Луной позабылась, а сами праздники приобрели новое значение. Таким образом, Пасха является переработкой целого ряда весенних праздников и обрядов вавилонских, египетских, иудейских народов, а полнолуние и день весеннего равноденствия стали хорошими ориентирами для определения точной даты празднования Пасхи.