Небесные явления - Рождество Христово. Часть II

Древние славяне поклонялись «красному солнышку». Языческие праздники около 25 декабря назывались «святками». Древнерусские святки были посвящены дню зимнего солнцестояния — празднику прибавления света, увеличения продолжительности дня и пробуждения природы от зимней спячки. (Слово «свят» происходит от «светить», хотя богословы уверяют, что святки называют по святости великих событий, якобы воспоминаемых народом в течение 12 дней празднования Рождества Христова). В X в. празднование дня рождения Христа заменило празднование рождения Ярилы — бога Солнца, а самого Христа стали называть «Солнцем правды».

Чтобы укрепить веру в Христа, в VI веке церковь поручила монаху Дионисию Малому установить точную дату рождения Иисуса Христа. До этого все религиозные праздники определялись по «пасхалиям». При этом важно отметить, что пасхалии исчислялись по разным эрам, а в IV—V вв. н. э. почти исключительно по эре Диоклетиана — от первого года царствования Диоклетиана, прославившегося жестокими гонениями христиан.

Диоклетиан был римским императором в период с 284 до 305 годов. Во время его правления была установлена новая политическая система — доминат, которая являлась открытой формой монархии. Глава государства выступал как господин по отношению к своим подданным. Его власть была «божественной» (исходила от бога). Диоклетиан ввел новый счет времени — от начала своего правления. Он был жестоким диктатором, и поэтому фигура Иисуса Христа как «Бога на Земле» была для него неприемлема. Диоклетиан всяческими методами пытался остановить распространение христианской религии.

Когда очередная «пасхалия», составленная александрийским патриархом Кириллом на 95 лет (153-247 гг. эры Диаклетиана), подходила к концу, возникла необходимость составления новой. Как раз эту работу и должен был сделать монах Дионисий Малый. Каким же образом он смог определить дату рождения Христа?

Еще до Дионисия церковники стали приписывать исключительное значение дате 25 марта. Это, несомненно, было пережитком тех языческих религий, в которых особое значение играло поклонение Солнцу (весеннее равноденствие Солнца приходилось приблизительно на 25 марта). Христианская Церковь одно время связывала 25 марта с сотворением мира. Затем это число было днем рождения Триста, и, наконец, оно стало датой воскресения Христа.

Первый день праздника Пасхи, "освященного смерти и воскресению Христа, всегда попадает на воскресенье, хотя числа и даже месяцы разные. На одни и те же дни и числа месяца Пасхи приходятся точно через каждые 532 года. Дионисий предположил, что Христос воскрес в воскресенье 25 марта. Затем Дионисий подсчитал, что ближайшая Пасха, приходящаяся на воскресенье 25 марта, наступит в 279 г. эры Диоклетиана, т.е. через 38 лет. Зная «Великий индиктион», Дионисий без труда высчитал, что предыдущая Пасха, отмечавшаяся 25 марта, была 494 года тому назад. Этот расчет и был принят Дионисием. Отсчитав назад еще 30 лет, т.е. предполагаемый возраст Христа ко времени его распятия, Дионисий определил, что прошло полных 524 года от его рождения (таким образом, Иисус Христос «родился» в 753 г. от основания Рима). Римский сенат принял предложение, и 754 г. от основания Рима стал первым годом от рождества Христова. Новая эра вошла в обиход далеко не сразу. Впервые она появилась в церковных документах в 742 г. и лишь с 1431 г. эта эра стала широко применяться в официальных документах римских пап. При этом неизменно рядом с новой датой указывался год от «сотворения мира». Затем, постепенно, новая эра привилась в других христианских странах: в Германии и Франции— в XVI в., в Англии — в XVIII в., в России — в 1700 г.