Небесные явления - Рождество Христово. Часть I

 Жители Византийско-Римской империи были земледельцами, и их благополучие зависело от погодных условий. Важнейшей задачей древних землепашцев являлось определение начала и конца природных циклов по каким-либо ярким признакам. Одним из таких признаков был день зимнего солнцестояния. Явления природы люди объясняли так: Солнце перестает греть, значит, оно умирает, а вместе с ним умирает и вся растительность. В конце декабря Солнце поворачивает на весну: дни длиннее, ночи короче — значит, Солнце как бы вновь рождается. В этот период праздновали рождение богов: в Персии — Митры, в Египте — Осириса, в Вавилонии — Таммуза, в Финикии — Адониса. Все они являлись на Землю необычным путем для спасения людей. В III в. в Риме попытались учредить культ бога Солнца, объединивший несколько различных культов. На Марсовом поле возвели храм «Непобедимому Солнцу», который был освящен 25 декабря 274 г.

Христианство возникло в рабовладельческой Римской империи. Среди рабов наблюдалась повышенная религиозность, вера в грядущего Спасителя, который придет на землю и спасет «трудящихся и обремененных». Этим спасителем стал Иисус Христос («Иисус» — греч. «бог спасет»; «Христос» — «помазанник, мессия»).

Христианское учение вобрало в себя много черт из различных языческих культов. Даже дата рождения Христа была заимствована: у земледельцев Египта был праздник появления зелени на полях и лугах после спада разлившихся вод Нила, отмечавшийся 6 января. Во II в. н. э. христиане переняли этот египетский праздник, связали с евангельскими легендами об Иисусе и стали праздновать 6 января под двойным названием: богоявление крещение Христа. (Богоявление, так как считали, что Христос не родился, а явился на землю взрослым.) Позже этот праздник стал тройным: богоявление — крещение рождение Христа. На Рождество можно подарить уникальный подарок - фотомагнит на холодильник в Беларуси.

Только в 354 г. христианская церковь вводит рождество Христово в религиозный календарь как самостоятельный праздник. Интересно библейское описание рождения Христа. Оно связывается с астрономическим явлением — появлением Вифлеемской звезды. Было ли это на самом деле, и если было, то какое точно событие произошло — прохождение кометы, падение метеорита, вспышка сверхновой звезды — эти вопросы являются по сей день интересными и интригующими, вызывая споры как у теософов, так и у людей, далеких от религии. А библейское свидетельство таково: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду на востоке и пришли поклониться ему... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и послал их в Вифлеем... Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Матерью и падши поклонились Ему» (Евангелие от Матфея, гл. II).

В целях вытеснения языческих обрядов, праздник рождения нового бога был приурочен к той же дате, что и праздник бога Солнца, т. е. 25 декабря (около дня зимнего солнцестояния). К концу IV века декабрьское «рождение» укрепилось во многих европейских странах. На Руси — в X в., когда киевский князь Владимир объявил христианство государственной религией (988 г.).